Интернет-магазин nachodki.ru

Ребенок, появляясь на свет, извещает о себе своим криком. Чем окажется этот крик - восторгом победителя или воплем жертвы, определяется еще до момента рождения. В еще большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнется, появившись на свет. В этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим. Хотя симбиоз младенца с телом матери разрывается в момент рождения, он продолжает еще долгое время целиком существовать за счет нее. Именно от матери зависит, какой опыт извлечет и чему научится ребенок на первом году жизни.

По мнению Э.Эриксона, этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности (душевной жизнеспособности) является чувство базового доверия - формирующаяся на первом году жизни установка по отношению к себе и миру.» Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь матери, к нему самому, его потребностям, его желаниям запечатляется в душе ребенка с первых дней жизни. Если он получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта. В соответствии с впечатлением первого года жизни человек впоследствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще.

Поскольку ребенок на ранней стадии развития еще не может делать различия между «Я» и «Ты», между собой и матерью, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя абсолютно тождественным миру. Он есть мир, мир есть он. Следовательно, если мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам. Если же мир плох и доверия не заслуживает, то плох и не заслуживает доверия и сам ребенок. На первом году закладывается базис не только отношения к миру, но и, что не менее важно, отношения к себе. Люди, у которых базовое доверие успешно сформировалось, во взрослой жизни представляют собой тип личности, открытой, готовой к сотрудничеству, надежной и не боящейся идти на оправданный риск. Дефицит базового доверия порождает впоследствии личность замкнутую, отчужденную, неспособную к серьезным отношениям, живущую не в ладах как с окружающими, так и с самим собой.

Дж.Л.Морено характеризовал первый год жизни ребенка как своего рода матрицу его социального развития. «В этой матрице…переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действия становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для последующего доверия к собственному бытию.» Имеется в виду совместное бытие в первую очередь с матерью. Основная потребность младенца в первые месяцы жизни - потребность в пище. Мать естественный, Богом данный источник ее удовлетворения. Но она не просто дает пищу, она доставляет удовольствие ребенку. Он обладает врожденной способностью сосать материнскую грудь. Грудь матери – единственная по-настоящему осязаемая реальная вещь, которая существует для новорожденного в мире. В каком-то смысле она для него – весь мир. Именно из того, насколько своевременно, с каким чувством, с каким настроением мать подносит дитя к своей груди, складываются в душе маленького человека самые первые образы того мира, в котором ему предстоит жить. Образно говоря, ребенок «в этот момент живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка.»

Обратимся к тому, как неосознанные мотивы и ошибочные установки могут влиять на поведение женщины, ухаживающей за своим ребенком традиционными, принятыми среди вменяемых людей средствами. Например, кормить ребенка по часам. Это можно делать разными способами. Можно в определенное время просто предложить ему грудь, и если он от нее откажется, уважительно отнестись к его нежеланию есть. Есть и спать – единственные виды деятельности, вполне доступные организму человека в первые недели его жизни. Поэтому, если ребенок не болен, его отказ означает только одно: в данный момент он объективно не нуждается в пище, для того чтобы нормально расти и развиваться. В таком возрасте люди еще не умеют притворяться, лукавить и лгать. Они обучаются этому позже. Поэтому, не принимая грудь, малыш совершенно честно сообщает маме, что он сыт. Отчего бы ему не поверить? К сожалению, многие мамы все-таки не верят. Они считают, что накормить надо во что бы то ни стало. В результате материнская грудь из источника пищи превращается в нечто огромное и страшное, забивающее рот и не дающее дышать. Самый простой способ сформировать чувство базового доверия у ребенка - доверять ему самому. В первые месяцы после появления на свет малыш может только потреблять, не давая ничего взамен, кроме факта своего существования. В этом заложен глубокий нравственный смысл - «в принятии того, что ему дается, в обретении способности заставить кого-то сделать для него то, что он хочет, младенец развивает необходимые основы, чтобы самому превратиться в дающего», - Э.Эриксон.

С появлением первых молочных зубов ребенок начинает пытаться не только хватать, но и жевать, а следовательно, кусать все, до чего может дотянуться. В том числе и материнскую грудь. Это еще один важный момент первого года жизни. На стадии кусания кормление следует продолжать. Однако мать должна без гнева и негодования, но ясно и настойчиво дать понять малышу, что он причиняет ей боль. Отнимать у него свою грудь всякий раз, когда это происходит. Способ этот известен всем женщинам мира. Однако многие мамы, жалея своего малыша, быстро сдаются и терпят боль. Когда женщина начинает жалеть своего малыша и продолжает кормить его, терпя боль, она тем самым оказывает ему плохую услугу. Во-первых, она лишает ребенка возможности решить чрезвычайно интересную задачу: как, обладая зубами, научиться сосать мамину грудь таким образом, чтобы ее не отнимали. Решая эту задачу, маленький человек, в сущности, ищет ответ на куда более серьезный вопрос: как добиваться желаемого, считаясь при этом с интересами другого. Как использовать по назначению имеющиеся силы и возможности, опять-таки не причиняя ущерба другому. От решения, которое найдет ребенок, во многом зависит его поведение на протяжении последующей жизни.

В конце первого года жизни малышу предстоит пережить первый серьезный кризис - отрыв от материнской груди. Этот опыт переживается как утрата. Утрата получать привычным способом материнскую любовь и ласку. Клиническая работа Э.Эриксона показывает, что уже на стадии кусания у ребенка возникает «некоторое чувство исходной утраты и предчувствие, что однажды его связь будет нарушена». С этой точки зрения, отнятие груди у младенца, когда он причиняет боль, в определенном смысле является подготовкой его к преодолению кризиса. Этот опыт, дающий ребенку ощущение, что он и мать не единое целое, а два самостоятельных человеческих существа. Этот опыт демонстрирует при спокойном и настойчивом поведении женщины, что отнимая у него свою грудь, мать не только никуда не исчезает из его жизни, но и продолжает любить его, ласкать, согревать. Если же такого опыта ребенок не получает, а весь предыдущий опыт его жизни свидетельствует о том, что мир, в котором он живет не заслуживает доверия, то окончательное расставание с материнской грудью превращается в серьезную травму. Ее последствия - депрессивная окраска всей последующей жизни человека. Происходит то, что в психоанализе принято называть «фиксацией на оральной стадии». В поведенческом плане такая фиксация выражается в том, что, постоянно испытывая подсознательную тоску по утрате материнской груди, ребенок, а в последствии и взрослый человек все время ищет ее замещение. По достижении определенного возраста фиксация может принимать форму различных зависимостей - психологической, химической. Если же развитие личности в первый год жизни протекало нормально, то отрыв от груди, вопреки неизбежным переживаниям ребенка, лишь подкрепляет уже сформировавшееся чувство базового доверия. Ребенок убеждается, что лишенный материнской груди он продолжает оставаться сытым, принимаемым и любимым. Доверие приобретает для малыша качественно новый оттенок. Получив первый серьезный опыт того, что мать и он сам - разные человеческие существа, и мир от этого не рушится, что они могут жить и любить друг друга, оставаясь каждый самим собой, ребенок начинает доверять самому себе. «Доверие включает в себя не только то, что некто научается надеяться, полагаться на тех, кто извне обеспечивает его жизнь, но и доверие к самому себе. Такой человек способен чувствовать себя настолько полным доверия, что обеспечивающие его жизнь окружающие не должны постоянно стоять при нем на часах», - Э.Эриксон.

Завершая тему о первом годе человеческой жизни, очень важном для ребенка и очень сложном для его родителей, хочется привести слова доктора Дж.Добсона, обращенные к молодым мамам и папам: «Будьте стойкими и выносливыми, Вы выполняете самую важную работу во Вселенной».

 

 

Баннер4
Баннер11

Поделиться

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom